Рынок свежих ягод в мире и России. Исследования отрасли "Технологии Роста"

31.01.2013
Наш климат не позволяет есть ягоды «с грядки» круглый год, как в более теплых странах. Поэтому основной объем потребления россиянами ягод приходится на июнь-июль, когда созревают урожаи на дачных участках и в личных хозяйствах деревенских жителей. Диетологи считают, что за лето каждому человеку нужно съесть не менее 30-35 килограммов различных ягод, и еще около 15-20 кг в период осень-зима-весна. К сожалению, большинству россиян такой рацион недоступен. Причем дело не только в цене ягод, но и в их фактическом отсутствии на торговых прилавках. Последние годы дефицит отечественных ягод восполняет импорт, вот только вкусовые качества и цены зарубежных поставок зачастую не устраивают наших потребителей. Каждая пятая ягода, проданная в России, выросла за рубежом: в Греции, Испании, Турции, Нидерландах, Польше, Украине или даже в США. В отличие от России, за рубежом подавляющая часть ягод относится к промышленно культивируемым, а не выращенным на дачных участках или тем более диким. В 2010 году в мире, по данным Faostat, было выращено и реализовано более 6,5 миллиона тонн свежих ягод. Ежегодный прирост ягодного рынка оценивается в 6–8%. Объемы потребления свежих ягод населением европейских, американских и развитых азиатских стран намного выше, чем в РФ. Самой популярной ягодой давно стала клубника, или, вернее, земляника садовая. На ее долю, по расчетам аналитиков консалтинговой компании «Технологии Роста» , в мировом производстве приходится 68% . Второе место в мировом рейтинге занимает смородина, третье – малина. Земляника садовая (Fragaria spp.) является одной из наиболее значимых культур в мировом ягодоводстве. Высокий адаптивный потенциал рода земляники позволяет выращивать ее в регионах с различным климатом. В настоящее время земляника культивируется в промышленных масштабах практически во всем мире - странах Европы, Азии, Америки, Африки, Австралии. К несомненным достоинствам этой культуры следует отнести высокую рентабельность ее возделывания, вызревание в ранние сроки и десертный вкус ягод. Экономическая значимость земляники обуславливает увеличение объема производства этой культуры. Современные производители большое внимание уделяют сортам интенсивного типа - высокопродуктивным и скороплодным, способным обеспечить гарантированный урожай ягод высокого качества Мировой рынок свежей земляники садовой сейчас оценивается более чем в 4 млн тонн ягод в год (рис. 2). Общая стоимость ежегодных продаж свежей клубники на мировых рынках достигает 100 млн долларов. Полную версию статьи можно прочесть на нашем сайте "Технологии Роста " в сети интернет.
Тамара Решетникова, генеральный директор исследовательской компании